Система противодействия COVID-19 на АЗС «Газпромнефть»

На всех АЗС «Газпромнефть» с марта 2020 г. действует комплекс противоэпидемиологических мер для безопасности посетителей и персонала. Автозаправочные станции оснащены ультрафиолетовыми лампами для обеззараживания воздуха, в прикассовых зонах установлены защитные экраны из плексигласа. Сотрудники носят маски и перчатки и регулярно проводят дезинфекцию и уборку помещений.

Развитие сбытовой инфраструктуры, цифровых клиентских сервисов и форматов взаимодействия с потребителями создало потенциал для роста после завершения пандемии.

ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ ВОЛОНТЕРОВ

В рамках акции Компания поддержала региональные штабы всероссийского движения #МыВместе и другие общественные и социальные организации. Автоволонтерам, которые доставляли продукты и товары первой необходимости гражданам в группе наибольшего риска, а также развозили участковых врачей и других медицинских специалистов по вызовам пациентов в условиях повышенной нагрузки, было предоставлено свыше 1,6 тыс. карт для бесплатной заправки на сети АЗС «Газпромнефть» номиналом более 200 тыс. л топлива.

Кроме того, весной 2020 г., в период самых жестких антиковидных ограничений, Компания поддержала простых автолюбителей в рамках своей программы лояльности «Нам по пути». В условиях снижения трафика поездок россиян сеть АЗС «Газпромнефть» сохранила статусы участников программы. Неподтвержденные объемами приобретенного топлива статусы, определяющие процент начисления бонусов за заправку и приобретение товаров на АЗС, автоматически были продлены на три месяца.

Газпром нефть волонтерам
Сбытовая сеть

Сеть АЗС «Газпромнефть» в 2020 г. расширила территориальное присутствие в 45 российских регионах. Новые АЗС открылись в Москве, Московской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Костромской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Томской и Тюменской областях, Алтайском, Краснодарском и Красноярском краях, республиках Адыгея, Алтай и Мордовия.

На зарубежных рынках сеть АЗС Компании представляют 622 объекта, в том числе 202 АЗС в странах СНГ (Беларуси, Казахстане, Таджикистане и Киргизской Республике) и 420 в Юго-Восточной Европе (Сербии, Боснии и Герцеговине, Болгарии и Румынии).

В отчетном году Компания продолжила развитие сети партнерских АЗС «ОПТИ». В настоящее время сеть «ОПТИ» присутствует в 33 регионах, включая восемь новых регионов, в которых АЗС были открыты в 2020 г. Составляющие бизнес-модели «ОПТИ» – ИТ-платформа, поддержка бизнес-процессов со стороны «Газпром нефти», маркетинговая поддержка – обеспечивают повышение эффективности работы станций. Современная ИТ-платформа позволяет партнерам контролировать продажи топлива и сопутствующих товаров, отслеживать в онлайн-режиме ключевые показатели. При вхождении в проект независимые игроки рынка получают пакет услуг: ребрендинг станций, автоматическую систему управления АЗС, доступ в личный кабинет, проверку качества топлива и сопровождение ежедневных бизнес-процессов. Партнерам также доступны цифровые инструменты для управления клиентским потоком.

Сеть АЗСДанные приведены только по действующим АЗС. (шт.)
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
РоссияС учетом франчайзинговой сети. 1 244 1 255 1 260 1 458 1 509
СНГ 200 188 201 205 202
ЕвропаС учетом франчайзинговой сети. 422 423 417 414 420
ИТОГО АЗС 1 866 1 866 1 878 2 077 2 131
Источник: данные Компании
Фокус на повышении эффективности реализации моторного топлива

В 2020 г. была внедрена система цифрового управления собственным парком бензовозов, доставляющих топливо на АЗС

«Газпромнефть» в Москве, Санкт-Петербурге и ряде городов России. Она автоматически планирует рейсы, основываясь на данных о наличии нефтепродукта на АЗС и нефтебазах, обеспечивая бесперебойные поставки.

На каждом бензовозе установлено более 30 датчиков, которые в режиме онлайн передают до 2 млн показаний о местонахождении машины, статусе выполнения рейса и состоянии оборудования. Датчики контролируют уровень нефтепродуктов в секциях бензовоза. Все датчики связаны с цифровой платформой, которая выполняет функцию центра реагирования.

В 2020 г. сеть АЗС «Газпромнефть» приступила к комплексному внедрению современных энергоэффективных технологий. Модернизировано оборудование на более чем 600 АЗС. Обновление инфраструктуры включает:

  • замену светового оборудования на энергоэффективные светодиодные системы;
  • использование светочувствительных датчиков, регулирующих освещение станций в зависимости от времени суток;
  • внедрение рекуперации в системе вентиляции АЗС.

Одно только внедрение рекуперации позволяет сохранить 60–95 % тепла и повторно использовать энергию в технологическом процессе. Это решение уже включено в типовой проект станций «Газпромнефть».

В рамках реализуемой политики бережливого производства и заботы об экологии Компания запустила в Ярославской области первую АЗС на солнечных батареях. В дневное время суток солнечная электро станция мощностью 5 кВт используется в качестве основного источника электроэнергии и позволяет обеспечить до 5 % эксплуатационных потребностей АЗС в год.

Реализация моторного и газомоторного топлива

Пандемия COVID-19 и режим самоизоляции снизили емкость рынков моторных топлив в регионах и странах присутствия сети АЗС «Газпромнефть». В этих условиях Компания сократила общий объем розничной и мелкооптовой реализации моторных топлив на 5,9 % относительно 2019 г. – до 18,4 млн т.

Несмотря на спад, Компания усилила свои позиции на российском розничном рынке нефтепродуктов. Благодаря активному развитию цифровых клиентских сервисов, расширению форматов взаимодействия с потребителями, заботе о здоровье и безопасности клиентов, эффективным маркетинговым акциям, а также реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности бизнеса и сохранение его устойчивости, Компании удалось нарастить долю розничного рынка присутствия в регионах на 0,4 п. п. относительно 2019 г. – до 22,6 %.

В 2020 г. продолжился рост доли премиальных брендированных топлив под марками G-Drive и G-Diesel в общем объеме розничных продаж моторных топлив. Объем реализации брендированного бензина и дизельного топлива в Российской Федерации и СНГ в 2020 г. составил 716 тыс. т. Это позволило нарастить долю продаж бензина под брендом G-Drive с 7,9 до 8,3 % от общего объема. Продажи премиальных брендированных топлив поддержало также увеличение количества АЗС, реализующих указанное топливо, до 1 249 станций.

Расширение потребления в России сжиженных углеводородных газов как топлива для автомобилей, а также имеющиеся у Компании на этом рынке конкурентные преимущества позволили увеличить продажи сжиженных углеводородных газов до 127 тыс. т (+17,6 % к уровню 2019 г.).

По итогам года совокупный объем розничной реализации моторных топлив через АЗС Компании составил 9,8 млн т, из них 7,9 млн т – в России. Сеть АЗС «Газпромнефть» остается лидером в Российской Федерации по среднесуточной реализации через одну станцию (16,97 т/сут в 2020 г.).
Розничные и мелкооптовые продажи моторных топлив и сжиженных углеводородных газов
 Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
Розничные и мелкооптовые продажи моторных топлив, млн т 19,26 20,01 20,40 19,51 18,35
в том числе в России 15,17 15,92 16,16 15,39 14,62
Розничные продажи моторных топлив, млн т 10,45 11,04 11,34 10,49 9,77
в том числе в России 8,25 8,84 9,12 8,30 7,85
Реализация сжиженных углеводородных газов, тыс. т 115 97 120 108 127
в том числе в России 69 56 75 64 83
Источник: данные Компании
Взаимодействие с клиентами

В условиях пандемии COVID-19 важнейшим направлением развития системы взаимодействия с клиентами стала цифровизация продуктов и сервисов Компании. В 2020 г. крайне востребованными стали цифровые мультифункциональные сервисы, позволяющие клиентам взаимодействовать с Компанией онлайн. Сегодня Компания предлагает широкий спектр цифровых решений для частных автолюбителей, владельцев крупного и легкого коммерческого транспорта, таксопарков, независимых АЗС, а также дистрибьютеров сервисных карт «ОПТИ 24». Система цифровых сервисов включает:

  • линейку виртуальных банковских, сервисных карт и карт лояльности;
  • мобильные приложения сети АЗС «Газпромнефть» и АЗС.GO;
  • личные кабинеты и онлайн-сервисы для корпоративных клиентов;
  • торговую онлайн-площадку «Вебнефть».
Цифровые продукты и сервисы

В 2020 г. клиентам стала доступна полная линейка виртуальных карт: виртуальная банковская дебетовая кобренд-карта «Автодрайв старт», виртуальные карты программы лояльности сети АЗС «Газпромнефть» «Нам по пути» для Android и iOS, виртуальная сервисная карта «ОПТИ 24» для профессиональных водителей. Всего клиенты эмитировали около 1,9 млн виртуальных карт. К концу года 42 % новых клиентов эмитировали карту лояльности «Нам по пути» через мобильное приложение.

В мобильных приложениях сети АЗС «Газпромнефть» и АЗС.GO расширяются способы оплаты топлива: банковская карта, бонусы программы лояльности «Нам по пути», Apple Pay и Google Pay, в приложении АЗС.GO также доступна оплата с помощью группового аккаунта. Компания расширила функционал мобильного приложения АЗС.GO и запустила уникальный сервис для профессиональных водителей – оплату топлива онлайн для владельцев сервисных карт «ОПТИ 24». Сервисная карта в качестве способа оплаты появляется автоматически – идентификация проходит по номеру телефона. Заправка с оплатой в телефоне доступна на 95 % станций сети АЗС «Газпромнефть» в России.

Корпоративным клиентам – держателям карты «ОПТИ 24» в режиме онлайн доступны все шаги взаимодействия с Компанией: от заключения договора до пополнения за несколько секунд топливного счета различными способами. В личном кабинете «ОПТИ 24» собран весь основной инструментарий для бизнеса: аналитика, проверка, подключение ограничителей, массовое подключение водителей и электронный документооборот. Пользователями личного кабинета являются 94 % всех корпоративных клиентов Компании.

Реализация нефтепродуктов корпоративным клиентам

Продуктовые бизнес-единицы Компании по-прежнему уделяют большое внимание росту объемов реализации, но приоритетными становятся качественные показатели, включая глубину развития бизнеса и ассортимента.

Все бизнес-единицы Блока логистики, переработки и сбыта совершенствуют свои продукты, развивают новые каналы продаж и повышают уровень сервиса.
Авиатопливообеспечение

Прекращение международного авиасообщения с апреля 2020 г. и сокращение количества внутрироссийских перелетов ввиду ограничений, связанных с распространением пандемии COVID-19, привели к тому, что объемы премиальных продаж авиационного топлива в 2020 г. снизились на 33,5 % относительно 2019 г. Но вопреки беспрецедентным вызовам авиатопливный оператор Компании – АО «Газпромнефть-Аэро» обеспечил бесперебойные поставки всем государственным и корпоративным клиентам, включая крупнейших потребителей в ключевых авиатранспортных хабах Московского авиаузла и транссибирского направления.

Плодотворное взаимодействие АО «Газпромнефть-Аэро» с авиакомпаниями позволило сохранить лидерские позиции на высококонкурентном российском рынке в условиях существенного снижения спроса и профицита топлива. По итогам года доля Компании на рынке оценивается в 25,7 %.

На конец 2020 г. сеть аэропортов присутствия АО «Газпромнефть-Аэро» суммарно охватывала 294 аэропорта в 69 странах, включая Российскую Федерацию. В 2020 г. сеть выросла на 11 единиц, в том числе один аэропорт на территории Российской Федерации (Байкал в г. Улан-Удэ) и десять аэропортов за рубежом (по два в КНР и Индии, по одному во Франции, Италии, Танзании, Испании, Монголии и Нидерландах). По состоянию на конец 2020 г. сбытовая сеть АО «Газпромнефть-Аэро» состояла из 62 топливозаправочных комплексов на территории России (из них 48 в собственности, остальные в аренде) и одного топливозаправочного комплекса в Киргизской Республике. Кроме того, АО «Газпромнефть-Аэро» обеспечивает своих потребителей авиационным керосином силами сторонних топливозаправочных комплексов в 10 аэропортах в России и 221 аэропорту за пределами Российской Федерации.

АО «Газпромнефть-Аэро» стремится расширить географию присутствия, в том числе за счет развития цифровых технологий и образования цифровой экосистемы. Яркий пример – заправка самолетов с использованием технологии блокчейн.

«Газпром нефть» первой в России внедряет блокчейн-систему расчетов по авиазаправке

АО «Газпромнефть-Аэро», оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти», успешно испытало собственную цифровую систему авиазаправки Smart Fuel, основанную на технологии блокчейн. Благодаря новому сервису экипажи воздушных судов получили возможность удаленно контролировать все параметры авиатопливообеспечения, моментально оплачивать топливо непосредственно при заправке рейсов без предоплаты, а также оперативно получать отчетные документы в цифровом формате.

В рамках практических испытаний с помощью Smart Fuel успешно заправлено и моментально оплачено более 100 регулярных рейсов. Заявка на заправку, оплата и обмен отчетными документами происходят в онлайн-режиме с помощью приложений на планшете пилота и оператора топливозаправщика. Новая технология в разы повышает скорость финансовых операций и кратно сокращает трудозатраты персонала авиакомпании и поставщика топлива.

Заправка авиационного транспорта (млн т)
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
Премиальные продажи 2,62 2,83 3,12 3,22 2,14
Сеть аэропортов присутствия, шт. 239 254 266 283 294
Количество собственных топливозаправочных комплексов 45 46 46 47 48
Доля на рынке Российской Федерации, % 26,8 25,9 26,7 26,3 25,7
Источник: данные Компании

Кроме того, продолжилось расширение номенклатуры выпускаемого авиационного топлива и географии сбыта продукции. В отчетном году на АО «Газпромнефть – ОНПЗ» начато производство по стандарту DEF STAN 91–091 авиационного топлива Jet A-1, которое широко используется в зарубежной авиации. Технический аудит производства и логистики Jet A-1 в соответствии с международными требованиями организации Joint Inspection Group (JIG) осуществляется АО «Газпромнефть-Аэро» совместно с итальянской нефтегазовой компанией Eni.

Начало оптовых поставок авиационного топлива ТС-1 в Республику Узбекистан в адрес Global Air Fuel Systems CY Ltd, с последующим реселлингом авиационного топлива в адрес российских и иностранных авиакомпаний – партнеров АО «Газпромнефть-Аэро», расширило присутствие авиационного топлива Компании на рынке стран Средней Азии.

Увеличение заправок авиакомпаний, перевозящих грузы

Оперативное реагирование на изменение структуры спроса в области грузовых перевозок на российском и зарубежном рынках позволило АО «Газпромнефть-Аэро» в 2020 г. увеличить объем заправок в сегменте грузовых рейсов за рубежом в 2,85 раза (до более чем 93 тыс. т) по сравнению с 2019 г. и привлечь более 88 тыс. т дополнительных продаж авиационного топлива грузовым иностранным авиакомпаниям в Сибирском кластере (Толмачево, Красноярск, Кольцово).

В 2020 г. привлечено более 10 новых авиакомпаний в грузовом сегменте, в том числе четыре новые иностранные авиакомпании: Silk Way West Airlines LLC, ASL Airlines, Cargo Logic Germany, Eznis Airways LLC.

Бункеровка судов

Компания осуществляет бункеровку судов во всех ключевых портах России (19 морских и 12 речных), а также в портах Констанца (Румыния), Рига (Латвия), Таллин и Силламяэ (Эстония). Контрагенты Компании – крупные российские и иностранные судоходные предприятия. Собственный флот Компании насчитывает:

  • 12 бункеровщиков, в том числе 1 судно арктического класса для заправки судов в Белом и Баренцевом морях;
  • 4 танкера-челнока арктического класса и 2 ледокола для обеспечения бесперебойного вывоза нефти с Новопортовского месторождения.

В 2020 г. основным продуктом в корзине продаж ООО «Газпромнефть Марин Бункер» – оператора бункерного бизнеса Компании – стало топливо ТСУ-180 вид М с содержанием серы до 0,5 %. Продажи данного топлива составили 1 млн т, или 56,5 % объема поставок судового топлива судовладельцам. Суммарная доля продаж экологичных судовых топлив с содержанием серы менее 0,5 % выросла с 35 % в 2019 г. до 94 % от общего объема реализации по итогам 2020 г. Это связано с вводом в действие с 1 января 2020 г. международной конвенции MARPOL‑2020, ограничивающей предельное содержание серы в выбросах с судов в мировых акваториях.

Пандемия COVID-19 оказала глобальное негативное влияние на морские перевозки, что отразилось в снижении спроса на судовое топливо в 2020 г. Объемы реализации Компанией топлив судовладельцам снизились до 1,8 млн т. Вместе с тем изменение структуры продуктовой корзины в соответствии с требованиями рынка и реализация стратегической программы использования стороннего ресурса в 2020 г. укрепили рыночные позиции Компании на бункерном рынке Российской Федерации. Доля Компании на рынке увеличилась на 3,4 п. п. – до 19,1 %.

В рамках реализации стратегии Компании на рынке СПГ-бункеровкиБункеровка сжиженным природным газом. в декабре 2020 г. был спущен на воду СПГ-бункеровщик «Дмитрий Менделеев», который является первым в Российской Федерации судном данного типа. Старт коммерческой эксплуатации судна планируется в третьем квартале 2021 г.

Таким образом, ООО «Газпромнефть Марин Бункер» станет первой российской компанией в рыночном сегменте СПГ-бункеровки. До 2030 г. стратегической целью является формирование флота СПГ-бункеровщиков.

Бункеровка (млн т)
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
Премиальные продажи (бункеровка) 2,77 2,71 2,92 2,99 1,77
Сеть портов присутствия в Российской Федерации и за рубежом, шт. 36 37 34 35 35
Доля на рынке Российской Федерации, % 19,1 16,6 15,8 15,7 19,1
Источник: данные Компании
Производство и продажа смазочных материалов

Выпуск и продажи смазочных материалов Компании обеспечены современной производственной базой, а также обширной сбытовой сетью в сегментах B2C и B2B. Продажи осуществляются через собственную сеть АЗС «Газпромнефть», розничные сети и интернет-магазины, станции технического обслуживания, а также прямые поставки предприятиям, включая сборочные конвейеры производителей автомобилей (масло первой заливки).

В связи со снижением объемов промышленного производства, ограничениями розничной торговли в марте – мае 2020 г., а также закрытиями целого ряда зарубежных рынков в условиях пандемии COVID-19 совокупный объем продаж смазочных материалов в 2020 г. снизился на 6,4 % – до 0,44 млн т – с 0,47 млн т годом ранее. Объем премиальных продаж в 2020 г. составил 0,31 млн т, оставшись практически на уровне 2019 г. Сохранение объемов премиальных продаж позволило увеличить долю Компании на рынке фасованных смазочных материалов в России на 0,1 п. п. – до 23,5 %.

Расширилась и география продаж продукции Компании. Международные поставки масел в 2020 г. осуществлялись в 96 стран против 80 стран годом ранее.

Реализация масел и смазок (млн т)
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
Общая реализация смазочных материалов 0,45 0,41 0,49 0,47 0,44
Премиальные продажи 0,27 0,29 0,31 0,32 0,31
Сеть станций технического обслуживания G-Energy Service, шт. 70 120 170 210 205
Доля на рынке фасованных масел и смазок Российской Федерации, % 20,0 21,3 22,0 23,4 23,5
Источник: данные Компании
Производство и сбыт смазочных материалов в Балканском регионе и Восточной Европе

В 2020 г. в Республике Сербии на базе активов масляного бизнеса NIS было создано дочернее общество Gazpromneft Lubricants Balkans doo, в задачи которого входит осуществление регулярных поставок масел и смазочных материалов на рынки стран Балканского региона и Восточной Европы.

С августа 2020 г. в г. Нови-Саде было налажено производство широкой продуктовой линейки масел и смазок, которая насчитывает 140 продуктов под брендом «Газпром нефти», 28 из которых – специализированные рецептуры для Балканского региона. География продаж Gazpromneft Lubricants Balkans doo не ограничивается Сербией – поставки продукции осуществляются в Грецию, Болгарию, Македонию, Албанию, Венгрию и Хорватию. Также в ближайшее время смазочные материалы, произведенные Gazpromneft Lubricants Balkans doo, появятся на рынках Косово, Боснии, Черногории, Словении и Словакии.

В прошедшем году активно развивался международный бизнес судовых масел Gazpromneft Ocean: запущено снабжение в Китае (включая Гонконг), Аргентине, Панаме, Бразилии, Греции, Мальте, ОАЭ, Румынии, Болгарии и Хорватии. Масла Gazpromneft Ocean получили официальные допуски Wärtsilä. По результатам испытаний продукты были включены в список смазочных масел, допущенных к применению в двигателях Wärtsilä и Sulzer. А экспорт авиационных масел увеличился на 25 %.

Ассортимент масел, пластичных смазок и технических жидкостей, производимых Компанией, включает более 1 тыс. наименований и продолжает расширяться. В 2020 г. поставлено на производство 17 новых наименований продукции, включая маловязкое масло для современных автомобилей G-Energy Synthetic Far East 5W-20 на G-Base, масло для дизельных двигателей нового поколения KAMAZ G-Profi Service Line NEO 10W-40, универсальное тракторное масло Terrion Gear UTTO, полностью синтетическое турбинное масло Gazpromneft Turbine Oil F Synth EP-68, бесцинковое всесезонное гидравлическое масло Gazpromneft Hydraulic HVZF-22. Кроме того, начато производство новой линейки смазочно-охлаждающих жидкостей. В доступном ценовом сегменте потребителям предлагается масло под новым брендом Syntolux.

Результаты внедрения СУОД «Эталон» на Омском заводе смазочных материалов

Омский завод смазочных материалов стал лучшим среди 30 предприятий России и СНГ в номинации «Развитие производственной среды» по итогам соревнования, которое проводится движением «Лин-форум. Профессионалы бережливого производства». Это российский аналог международной премии Shingo Prize за операционное совершенство, которая в профессиональном сообществе считается «Нобелевской премией» для производственников.

Конкурс 2020 г. проходил в формате выездной аттестации ведущих экспертов Минэкономразвития России и Агентства стратегических инициатив. На Омском заводе смазочных материалов эксперты отметили успешные результаты программы улучшений «Время инноваций», системную работу всех инструментов программы системы управления операционной деятельностью «Эталон», включая 5C, практики регулярного менеджмента и линейные обходы.

Завод суммарно набрал 78 баллов по 100-балльной шкале оценки. Награждение победителей и вручение главного трофея – Кубка Гастева – прошло в начале 2021 г.

Производство и реализация битумных материалов

«Газпром нефть» – один из крупнейших производителей и поставщиков битумной продукции и битумопроизводных материалов в Российской Федерации. В России, помимо выпуска продукции на собственных мощностях, расположенных в Москве, Омске, Ярославле, Рязани, Вязьме и Сальске, Компания активно взаимодействует с партнерами по производству вяжущих также в Краснодарском крае, Мордовии, Московской области, Санкт-Петербурге и Перми. За рубежом битумные материалы производятся в Сербии и Казахстане. Таким образом, битум и битумные материалы под брендами Компании выпускаются на 20 производственных площадках.

В период ограничений, связанных с пандемией COVID-19, продолжилась реализация национальных проектов, которые выступили драйверами развития дорожной инфраструктуры страны и положительно сказались на динамике потребления вяжущих в сегменте базовых и премиальных битумов. На фоне благоприятной рыночной динамики общая реализация и премиальные продажи битумных материалов Компании увеличились на 9,6 и 16,7 % соответственно.

Цифровой сервис по продаже битумных материалов

В 2020 г. продолжалось развитие экосистемы цифровых продуктов ООО «Газпромнефть – БМ». Один из ключевых модулей разрабатываемой CRM-системы по взаимодействию с потребителями запущен в опытно-промышленную эксплуатацию и продолжает наращивать функционал.

Свыше 1 млн т базовых и премиальных битумов реализовано в 2020 г. конечным потребителям через цифровую платформу ООО «Газпромнефть – БМ». Объем вырос в два раза по сравнению с 2019 г. Через цифровой сервис контрагенты имеют возможность приобретать битум на 14 площадках Компании, включая АО «Газпромнефть – МНПЗ» и АО «Газпромнефть – ОНПЗ», по всей территории России.

Сейчас заявки в CRM-системе (Customer Relationship Management) – система управления отношениями с клиентами) подаются на наливную продукцию с доставкой по Российской Федерации, в 2021 г. функционал будет расширен до возможности заказывать фасованную продукцию по России и на экспорт, а позднее – с доставкой по железной дороге.

«Газпром нефть» – первой из российских вертикально интегрированных нефтяных компаний осуществила автоперевозку нефтепродуктов по цифровой накладной в рамках эксперимента Министерства транспорта Российской Федерации. По итогам эксперимента внесены изменения в федеральные правила перевозки, и с 2022 г. появится возможность масштабного использования цифровой накладной.

Для развития сбытовой сети в регионах России оператор битумного бизнеса Компании – ООО «Газпромнефть – БМ» – первым среди вертикально интегрированных нефтяных компаний стал формировать собственную терминальную сеть. В 2020 г. «Газпром нефть» начала сотрудничество с битумными терминалами в Воронеже и Екатеринбурге. Также высоким спросом на рынке пользуются оказываемые ООО «Газпромнефть – БМ» логистические услуги по доставке битумных вяжущих. Общий прирост объема продаж с доставкой автотранспортом наливных битумов относительно 2019 г. составил 34 %, а фасованного битума и полимерно-битумных вяжущих – 54 %.

Также на производственных активах ООО «Газпромнефть – БМ» планируется выпуск перспективных для российской строительной отрасли гидроизоляционных материалов: битумно-латексных эмульсий для мостов и тоннелей и полиуретановых герметиков для межпанельных швов зданий и сооружений.

В 2020 г. продукция Компании вышла на розничный рынок строительных материалов. Гидроизоляционные материалы были представлены в гипермаркетах одного из крупнейших DIY-ритейлеров – «Леруа Мерлен». Основой розничного ассортимента стали мастики и праймеры торговой марки «Брит», применяемые в загородном малоэтажном строительстве.

Расширена продуктовая линейка высокотехнологичных битумных материалов Компании за счет новых битумно-полимерных мастик и герметиков для строительства и обслуживания транспортной и промышленно-гражданской инфраструктуры.
Реализация битумных материалов (млн т)
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
Общая реализация битумных материалов 2,17 2,65 2,97 2,92 3,20
Премиальные продажи 0,23 0,29 0,35 0,42 0,49
Источник: данные Компании
Производство и реализация нефтехимической продукции

Развитие нефтехимического производства является стратегическим направлением развития Компании. Базовая нефтехимическая продукция выпускается на всех нефтеперерабатывающих заводах «Газпром нефти» (Омск, Москва, Ярославль). Производство нефтехимической продукции дальнейших переделов (полипропилена) осуществляется на совместных с ПАО «СИБУР Холдинг» (доля владения 50 %) предприятиях – ООО «НПП «Нефтехимия» (Москва) и ООО «Полиом» (Омск).

В 2020 г. ООО «НПП «Нефтехимия» нарастило объем производства полипропилена, достигнув максимума за все время существования предприятия – 151,9 тыс. т. ООО «Полиом» увеличило часовую производительность комплекса до 26,5 т/ч, таким образом, мощность предприятия выросла до 224,5 тыс. т. Одновременно с ростом производительности оба предприятия добились высоких экологических показателей: ООО «Полиом» снизило воздействие на окружающую среду на 25 %, а ООО «НПП «Нефтехимия» сократило объем побочных продуктов производства на 30 % относительно 2019 г.

Реализация базовых продуктов нефтехимического производства (млн т)
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
Реализация нефтехимической продукции, всего 1,35 1,25 1,35 1,55 1,47
Источник: данные Компании