Продажа нефти

Несмотря на негативные макроэкономические факторы, снижение спроса в условиях пандемии COVID-19, Компании удалось сохранить объемы экспорта практически на уровне 2019 г.

Совокупный объем поставок нефти на международные рынки составил 20,4 млн т, на внутренний рынок – 4,6 млн т.

Несмотря на сложную ситуацию на международных рынках, в 2020 г. Компания успешно развивала поставки нефти с арктических месторождений. Экспорт нефти сортов ARCO (Приразломное месторождение) и Novy Port (Новопортовское месторождение) увеличился на 5,3 %, достигнув 10,5 млн т. Кроме того, Компания расширила географию поставок нефти арктических месторождений, осуществив первую поставку нефти сорта Novy Port в Китай. Данное событие имеет стратегическое значение, если принимать во внимание перспективы расширения сотрудничества Компании со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Продажа нефти (млн т)
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
Продажи в России 7,43 5,57 4,31 4,37 4,57
Экспорт в дальнее зарубежье 12,89 18,19 17,05 19,16 18,48
Экспорт в СНГ 1,66 1,71 1,65 1,71 1,10
Международные продажи 0,73 1,06 1,25 0,99 0,79
ИТОГО ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТИ 22,71 26,53 24,26 26,23 24,94
Источник: данные Компании

Для поставок нефти с арктических месторождений Компания использует уникальную транспортно-логистическую схему, обеспечивающую круглогодичный вывоз с минимальными затратами. Она включает в себя нефтедобывающую МЛСП «Приразломная», нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» в Обской губе, танкерный флот усиленного ледового класса, ледоколы сопровождения, рейдовый перевалочный комплекс в Мурманске, а также танкеры, осуществляющие транспортировку нефти с перевалочного комплекса потребителям в Европе. Эффективность и безопасность работы обеспечивает первая в мире цифровая система управления арктической логистикой «Капитан». Возможности работы системы «Капитан» в предиктивном режиме за счет накопленных исторических данных позволяют прогнозировать потенциальные ограничения, которые могут возникнуть на пути движения судов, и предлагать оптимальные и безопасные маршруты.

В 2020 г. система арктической логистики Компании достигла исторического показателя, который характеризует ее эффективность и безопасность. В 2020 г. через терминал «Ворота Арктики» был отгружен 1000-й танкер с нефтью Новопортовского месторождения. Также в 2020 г. система «Капитан» начала получать в автоматическом режиме данные с рейдового комплекса «Умба», что в 60 раз ускорило время получения и учета информации о запасах хранилища, повысив эффективность отгрузки нефти. Автоматизированный учет данных комплекса «Умба» в системе «Капитан» повышает скорость и качество планирования логистических операций, предоставляет возможность контролировать перевалку сырья в онлайн-режиме.

Таким образом, по состоянию на конец 2020 г. Компания для экспорта нефти и реализации на внутреннем рынке использует все доступные логистические схемы. Наземная логистика, включающая в себя поставки по трубопроводной системе ПАО «Транснефть», позволяет гибко распределять нефтяные потоки на нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» через порт Козьмино и на западное направление, в зависимости от рыночной конъюнктуры. Морская логистика обеспечивает круглогодичный вывоз нефти с арктических месторождений в северо-западную Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Специализированный флот, управляемый из единого центра, ледокольное сопровождение и цифровые технологии обеспечивают бесперебойную и безопасную работу в сложных ледовых условиях Арктики.
Вадим Симдякин Директор дирекции логистики и операций с нефтью
Прокладываем путь в Китай для арктической нефти

В отчетном году Компания осуществила первую поставку нефти арктических месторождений на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Первая партия нефти сорта Novy Port была доставлена в порт назначения Яньтай (КНР).

До 2020 г. нефть с арктических месторождений экспортировалась только на европейский рынок. Развитие сотрудничества с ключевыми азиатскими переработчиками позволило Компании расширить направления поставок и включить Китай, экономика которого активно восстанавливается после последствий пандемии, в карту отгрузок арктической нефти. Маршрут танкера из Мурманска в Яньтай был проложен через арктические моря и по южному маршруту через три океана (Атлантический, Индийский и Тихий).

1 000-й танкер отгружен через «Ворота Арктики»

В декабре 2020 г. на Новопортовском месторождении ООО «Газпромнефть - Ямал» через терминал «Ворота Арктики» был отгружен 1000-й танкер. Юбилейную партию нефти сорта Novy Port принял «Штурман Альбанов».

Ежегодно танкерный флот ПАО «Газпром нефть» осуществляет более 200 рейсов от нефтеналивного терминала до Мурманска, большая часть которых совершается в условиях сложнейшей ледовой обстановки. В зимний период суда проходят двухметровые арктические льды. Бесперебойную отгрузку в районе терминала обеспечивают ледоколы «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий».

На конец 2020 г. через «Ворота Арктики» отгружено более 30 млн т жидких углеводородов. Среднесуточная добыча на месторождении достигла 20,8 тыс. т нефти и конденсата в сутки.