Продажа нефтепродуктов

Совокупные продажи нефтепродуктов в 2020 г. сократились на 4,0 % к уровню 2019 г. – до 43,6 млн т —вследствие снижения спроса на нефтепродукты на внутреннем и внешнем рынках в условиях пандемии COVID-19.

При этом рыночная конъюнктура позволила нарастить поставки дизельного топлива, битумных материалов и продуктов нефтехимии.

Продажи нефтепродуктов снизились главным образом на внутреннем рынке – до 25,8 млн т, что на 9,8 % меньше, чем в 2019 г. Сильнее всего сократились продажи мазута (—53 % относительно 2019 г.) в связи с введением ограничений на использование высокосернистого судового топлива согласно требованиям MARPOL, а также авиационного топлива (-17 %), что вызвано глобальным ограничением авиаперевозок в связи с пандемией COVID-19.

В то же время, выросли производство и экспорт дизельного топлива. Благодаря росту поставок дизельного топлива в дальнее зарубежье более чем на 1 млн тсовокупные поставки нефтепродуктов на зарубежные рынки увеличились на 5,9 % – до 17,8 млн т.

Структура продаж по продуктам (млн т)
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
Автобензин 11,08 11,09 11,32 10,22 10,21
Дизельное топливо 13,27 13,37 14,01 13,91 14,38
Авиационное топливо 3,36 3,51 3,84 3,90 3,01
Судовое топливо 2,87 3,29 2,89 2,65 2,53
Масла и смазки 0,45 0,41 0,49 0,47 0,44
Битумы 2,17 2,65 2,97 2,92 3,20
Нефтехимия 1,35 1,25 1,35 1,55 1,47
Мазут 6,62 5,23 6,09 6,40 5,24
Прочие нефтепродукты 2,42 2,68 2,95 3,41 3,15
ИТОГО ПРОДАЖИ 43,59 43,48 45,91 45,44 43,63
Источник: данные Компании
Продажа нефтепродуктов (млн т)
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
Продажи в России 27,11 27,96 29,67 28,63 25,83
Экспорт в дальнее зарубежье 10,77 9,54 10,00 10,76 11,92
Экспорт в СНГ 2,41 2,50 2,49 2,35 2,34
Международные продажи 3,30 3,48 3,75 3,70 3,54
ИТОГО ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТЕПРОДУКТОВ 43,59 43,48 45,91 45,44 43,63
Источник: данные Компании

Наиболее существенными направлениями сбыта в странах СНГ в 2020 г. остались рынки Казахстана (923 тыс. т нефтепродуктов), Киргизии (373 тыс. т), Беларуси (364 тыс. т) и Таджикистана (292 тыс. т). 

Структура продаж по каналам (млн т)
Вид канала 2016 2017 2018 2019 2020
Премиальные 25,16 26,13 27,10 26,46 23,06
Прочие 18,43 17,35 18,81 18,98 20,57
ИТОГО ОБЪЕМ ПРОДАЖ 43,59 43,48 45,91 45,44 43,63
Источник: данные Компании

Розничная и мелкооптовая реализация моторных топлив

В 2020 г. пандемия COVID-19 стала одним из ключевых факторов, оказавшим влияние как на розничный, так и на мелкооптовый сбыт нефтепродуктов. Помимо стабильного снабжения потребителей высококачественным моторным топливом, сопутствующими товарами и сервисами, важно было обеспечивать физическую безопасность клиентов и сотрудников, бороться с распространением COVID-19 и поддерживать медицинский персонал, социально незащищенные группы населения и бизнес-партнеров, которые испытывали значительные трудности из-за резкого падения спроса в месяцы самоизоляции.